Вопросы и ответы о мерах поддержки предприятий инструментами технического регулирования

  • Как изменится процедура применения методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, после вступления в силу изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» в марте 2025 года?

    В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов средств измерений.

    Норма части 1 статьи 5 Федерального закона о применении в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений методик (методов) измерений, сведения о которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2025 г.), распространяется только на методики (методы) измерений, подлежащие аттестации.

    Таким образом, изменения, вносимые в Федеральный закон и вступающие в силу 1 марта 2025 г., не коснутся действующей процедуры применения методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений и внесенных в эксплуатационную документацию на средства измерений, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

  • Что делать в случае получения отказа от национальных органов иностранных государств в продлении признания утверждения типа и первичной поверки средств измерений в рамках ПМГ 06-2019 в связи с продлением срока действия утвержденного типа средств измерений на 6 лет в Российской Федерации?

    В случае получения отказа от национальных органов государств – участников Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений (Бурабай, 29 мая 2015г.) при продлении признания утверждения типа и первичной поверки средств измерений российского производства в рамках ПМГ 06-2019 в связи со сроком действия утвержденного типа, продленного приказом Росстандарта от 20 марта 2023 г. № 591 «Об организации работ по внесению изменений в сведения об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов», производителю необходимо направить заявление о внесении изменений в приказ Росстандарта о продлении срока действия утвержденного типа средств измерений с целью уменьшения срока его действия на один год по установленной форме.

  • Имеются ли ограничения, связанные с доступом к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по географической принадлежности и будет ли затруднена работа систем в связи с прекращением поддержки иностранного программного обеспечения?

    Доступ к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ограничен для государств, входящих в список <недружественных> стран согласно рекомендациям, полученным от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности.

    Проблем с функционированием систем не прогнозируется в связи с тем, что при их разработке использовалось программное обеспечение с открытым исходным кодом, а также программное обеспечение, входящее в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

  • Может ли сбытовая организация поставлять электроэнергию по гарантийному письму сетевой организации?

    Правила сертификации электрической энергии установлены в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» (далее – ГОСТ Р 58289-2018).

    В соответствии с областью применения ГОСТ Р 58289-2018 предназначен для применения заявителями [сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (далее – сетевые организации)], органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией, другими заинтересованными лицами.

    Методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям, установлены в межгосударственных стандартах ГОСТ 30804.4.30-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии» и ГОСТ 33073-2014 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

    Вопросы сертификации электрической энергии в соответствии с ГОСТ Р 58289-2018 отнесены к компетенции сетевой организации. Вместе с тем, у гарантирующих поставщиков сбытовых организаций сохраняется обязанность поставки (реализации) приобретателям, в том числе потребителям, сертифицированной электрической энергии, соответствующей требованиям подпунктов 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 ГОСТ 32144-2013.

    Таким образом, сбытовая организация не имеет право поставлять электроэнергию сетевой организации до получения обязательной сертификации электрической энергии, даже при наличии гарантийного письма.

  • Куда обратиться с жалобой на качество электроэнергии?

    Росстандарт в соответствии с возложенными Правительством Российской Федерации полномочиями осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

    В этой связи граждане или организации при наличии обоснованных сомнений в качестве поставляемой в домовладение или предприятие электрической энергии вправе обратиться непосредственно в Росстандарт или в соответствующее межрегиональное территориальное управление Росстандарта (далее – МТУ Росстандарта) с вопросом об организации проверки и принятии мер реагирования:

    в Центральном и Северо-Западном федеральных округах – в Центральное МТУ Росстандарта;

    в Приволжском и Уральском федеральных округах – в Приволжско-Уральское МТУ Росстандарта;

    в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах – в Восточное МТУ Росстандарта;

    в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах – в Южное МТУ Росстандарта.

    Реквизиты соответствующих МТУ Росстандарта размещены на официальном сайте Росстандарта в разделе «Территориальные органы» или на соответствующих сайтах МТУ Росстандарта.

    Обращаем внимание на необходимость соблюдения положений статьи 59 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при обращении с целью организации проверки и принятия Росстандартом мер реагирования.

  • Какие требования установлены к электрической энергии?

    Электрическая энергия в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 (с 1 сентября 2022 г. – постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425) подлежит обязательной сертификации и должна соответствовать требованиям, установленным в подпунктах 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее – ГОСТ 32144-2013).

    В этой связи поставляемая (реализуемая) приобретателям электрическая энергия должна соответствовать указанным требованиям ГОСТ 32144-2013 и сопровождаться сертификатом соответствия в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона «О техническом регулировании». Поставка (реализация) электрической энергии, не соответствующей указанным обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, и (или) в отсутствие сертификата соответствия не допускается.

    Ответственность за поставку (реализацию) электрической энергии, несоответствующей установленным требованиям, и (или) в отсутствие сертификата соответствия предусмотрена диспозицией статьи 14.43 КоАП РФ.

  • Почему на оконном рынке на данный момент сосуществуют два стандарта- ГОСТ 23166-2021 и ГОСТ 23166-99?

    С 1 ноября 2021 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 г. № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». Новый стандарт направлен на практическую безопасность эксплуатации и обслуживания светопрозрачных конструкций пользователями.

    В то же время, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

    В справочной информации к Единому перечню продукции, подлежащей декларации соответствия указано, что до 1 марта 2023 г. для целей обязательного подтверждения соответствия допускается применение ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», при этом ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» для целей обязательного подтверждения соответствия применяется с 1 марта 2023 г.

    В целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций и приведения в соответствие области аккредитации испытательных лабораторий, имеющих в области аккредитации блоки оконные, приказом Росстандарта от 17 декабря 2021 г. № 1813-ст срок действия ГОСТ 23166-99 продлен до 1 января 2024 г.

    Таким образом, переходный период дает возможность изготовителям оконных конструкций подготовить производства, а также переквалифицировать лаборатории под новые требования. В течение пролонгации заинтересованные стороны имеют право ссылаться на один из стандартов, т.к. в переходный период ГОСТ 23166-2021 и ГОСТ 23166-99 легитимны.

  • Как предприятиям-изготовителям учитывать требования пункта 12.1 ГОСТ Р 58451-2019, в связи с введенными ограничениями на поставку запасных частей из недружественных стран, а также с учетом отсутствия возможности подтверждения безопасности эквивалентных запасных частей?

    ГОСТ Р 58451–2019 «Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» утвержден приказом Росстандарта от 17 июля 2019 г. № 392-ст с датой введения в действие 1 декабря 2019 г. и на данный момент имеет статус «Действует».

    Стандарт устанавливает основные положения для проведения технического обслуживания медицинских изделий.

    Приказом Росстандарта от 22 марта 2022 г. №146-ст «О приостановлении действия пункта национального стандарта Российской Федерации» с 25 марта 2022 г. приостановлено действие пункта 12.1 ГОСТ Р 58451–2019.

    Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

    Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре.
    Для обеспечения качества продукции в соответствии с Федеральным законом документы по стандартизации применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  • Как Росстандарт может способствовать российским предприятиям успешно замещать зарубежных производителей в условиях санкционного давления?

    Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.

  • Какими национальными стандартами зарубежных государств на данный момент могут пользоваться отечественные производители?

    Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.

  • Введены ли в отношении Российской Федерации какие-либо ограничения в работах по международной стандартизации?

    Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.

  • Как можно оперативно разработать национальный стандарт с тем, чтобы в условиях санкций в максимально сжатые сроки освоить производство и вывести на рынок новую продукцию?

    По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.

  • Каким образом будут производиться контрольно-надзорные мероприятия Росстандарта в ближайшее время?

    Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.

  • Проводятся или запланированы работы по упрощению процесса сертификации СИ, как единичного экземпляра? В частности, есть потребность упрощения процедуры замены средств измерений в рамках импортозамещения на СИКН, СИКГ или оформление временного регламента для внесения изменений в описание типа системы.

    В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае
    их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ
    по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.

  • Существуют ли планы поддержки российских производителей средств измерений в части упрощения процедуры утверждения типа?

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.
    Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.





Последнее обновление: 25.09.2024 15:40
Отклик на вакансию Приложите свое резюме или отправьте Ваши контактные данные.
Резюме:
Согласие на обработку персональных данных и согласие с политикой конфиденциальности
Отправьте нам сообщение
Отправьте нам сообщение