Лайфхак: как уберечься от недоливов на АЗС
ЕКАТЕРИНБУРГ, 23 июля 2018 г. – Многие автолюбители взволнованы появившейся недавно информацией о массовых недоливах моторного топлива на автозаправочных станциях Российской Федерации. Учитывая широкий общественный резонанс, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов выступил с предложением о введении оборотных штрафов за подобные нарушения, а именно: при первичном обнаружении нарушения законодательства облагать АЗС штрафом в 1 % от годового оборота компании, при вторичном - в 3 %.
По данным Уральского межрегионального территориального управления Росстандарта, осуществляющего контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения единства измерений, за первое полугодие 2018 года по результатам плановых проверок автозаправочных станций Предупреждения об устранении нарушений, связанные с недоливом топлива, получили 3 субъекта хозяйственной деятельности. Метрологи ФБУ «УРАЛТЕСТ» ежегодно проводят поверку около 10 000 топливораздаточных колонок, при этом доля забракованных не превышает 0,3 %. Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в Свердловской области не выявлено фактов, свидетельствующих о сколько-нибудь серьёзных проблемах с недоливом бензина на АЗС.
В соответствии с действующим законодательством владелец автозаправочных станций обязан проводить поверку топливораздаточных колонок, которая включает в себя:
- Внешний осмотр
- соответствие состава колонки эксплуатационным документам;
- отсутствие нарушений лакокрасочного покрытия и коммуникаций колонки;
- чёткость изображения надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на указателях разового и суммарного учёта;
- отсутствие пятен и трещин на циферблате, дисплее;отсутствие загрязнений и предметов, препятствующих обозрению указателей разового, суммарного учёта, индикатора непрерывности потока.
- Опробование (проверка работоспособности колонки);
- Проверка
- проверка герметичности;
- работа газоотделителя;
- установки на ноль счетчика разового учёта;
- соответствие показателей разового и суммарного учёта заданной или выданной дозе;
- Определение расхода (расход колонки в номинальном режиме);
- Определение погрешности (перед выдачей первой поверочной дозы мерник должен быть смочен топливом и опорожнён (с выдержкой на слив капель), перед выдачей последующих доз мерник также должен опорожняться с выдержкой на слив капель);
- Оформление результатов
- нанесение оттисков на свинцовые пломбы, установленные на все необходимые узлы колонки (в соответствии со схемами пломбировки);
- отметка о проведении поверки в формуляре колонки, нанесение оттиска резинового поверительного клейма, подписи поверителя, наклеивание защитной марки.
Несколько простых рекомендаций от уральских специалистов Росстандарта помогут свести к минимуму вероятность недоливов топлива на автозаправочной станции:
- Старайтесь заправлять автомобиль на АЗС, оснащённых современным оборудованием, т.к. оно менее уязвимо к несанкционированному вмешательству извне, чем комплексы, устаревшие морально и технически;
- Предпочтительнее заправляться на АЗС, расположенных в крупных населённых пунктах;
- Избегайте заправлять автомобиль ночью или ранним утром – в это время контроль со стороны владельцев автозаправочных станций и надзорных органов ниже;
- Всегда требуйте кассовый чек с правильно указанным количеством оплаченного топлива;
- При подозрениях на недолив потребитель вправе ознакомиться с формуляром ТРК – в соответствии с законодательством колонки поверяются 1 раз в год;
- Каждая АЗС должна быть оборудована поверенным мерником, и по требованию покупателя, может быть осуществлён контрольный пролив топлива из конкретной ТРК (помните, что допустимая погрешность составляет ±0,25%, иными словами, ±25 мл на 10 л);
- В случае подтверждения факта недолива необходимо обращаться с заявлением в надзорные органы: в УрФО это Уральское межрегиональное территориальное управление Росстандарта.
В течение одной минуты осуществляется слив остатков топлива из мерника.
Слив остатков топлива производится также и из горловины ТРК.
Выдача поверочной дозы топлива.
Наполнение мерника.
Фиксация результатов.
Количество топлива находится в пределах допустимой погрешности.
Инженер по метрологии ФБУ «УРАЛТЕСТ» Николай Зайцев демонстрирует узлы и агрегаты автозаправочного комплекса, которые подлежат опломбировке.
Оттиск клейма поверителя на свинцовой пломбе.
Счётчик суммарного учёта топлива.