Зачем в России возвращают систему соответствия ГОСТам?
Источник: 66.ru, Александра Морозова
С середины 90-х годов доверие к ГОСТу стремительно падало — и все из-за злоупотребления производителей продукции знаком соответствия национальному стандарту. Привычный всем символ стали печатать на любом товаре, зачастую не соответствующем заявленному качеству. Чтобы кардинально изменить ситуацию, Росстандарт запустил в этом году пилотный проект в нескольких регионах России, в том числе в Свердловской области. Корреспондент 66.RU встретился с руководителем федерального ведомства Алексеем Абрамовым и выяснил, зачем сегодня это нужно рынку, каких результатов удалось добиться за первые два месяца реализации проекта и как купить в магазине по-настоящему качественную российскую продукцию.
— Давайте сначала в общих чертах расскажу про проект: почему он так называется и для чего мы его начали. Вы помните, что в советские времена, в условиях плановой экономики у нас была государственная приемка — власть брала на себя ответственность за то, чтобы предприятия выпускали качественную продукцию. Государство было в этом заинтересовано, но такая система не всегда эффективно справлялась с этой задачей. В условиях сегодняшней, рыночной экономики система управления качеством в стране существенно поменялась. В рамках технического регулирования государство определяет, какие минимальные требования к продукции должны соблюдаться. Контроль за соответствием продукции этим параметрам обеспечивается в рамках специального государственного надзора по линии соответствующих федеральных ведомств. А за качество своей продукции перед потребителем отвечает сам производитель.
— Получается, что производитель сам определяет качественные характеристики и сам же обеспечивает соответствие продукции этим параметрам?
— Был период, когда государство решило, что не должно заниматься такими видами деятельности и рынок отрегулирует все сам. В результате продолжительное время Росстандарт в этой работе не участвовал, хотя у нас есть и испытательные возможности, и органы по сертификации, которые выполняют работы по оценке соответствия. Сейчас пришло время собирать камни. По моему глубокому убеждению, государство должно выступать не просто как заказчик качества продукции, как это было в советское время. Нужно заинтересовать предприятие постоянно выпускать продукцию соответствующего качества. Один из путей решения — создать в стране такую систему сертификации, которая обеспечивала бы соблюдение интересов всех участников рынка. В результате этого, как мне кажется, может быть создано пространство доверия, в котором работают и производители, и потребители, и организации, которые передают продукт от производителя к потребителю. Наша задача сегодня — вернуть доверие всех, и мы понимаем: чтобы восстановить его, потребуется время.
— В этом смысл вашего проекта?
— Да, в первую очередь. Люди должны знать, насколько ответственно производители подходят к достоверному информированию потребителя о качестве своей продукции. Кстати, спрос на такую внешнюю оценку сегодня есть и у самого производителя.
Сейчас проект проходит тестовую фазу — мы работаем в семи регионах, в том числе в Свердловской области. В этом регионе тему активно ведет Уралтест. От стадии получения заявок со стороны предпринимателей мы перешли к самой сертификации. В том числе уже есть продукция, которая получила право маркироваться знаком Национальной системы сертификации. В основном это пока предприятия пищевой отрасли, но есть продукция и промышленного назначения.
— Я правильно понимаю, что будет выдаваться некий знак того, что продукция прошла проверку Росстандарта?
— Да, это будет знак РСТ в овале — и он будет сопровождаться номером конкретного ГОСТа, которому соответствует сертифицируемая продукция.
— Вы говорите, что в реализации проекта заинтересованы и государство в лице Росстандарта, и ритейлеры, и производители. А последние сами понимают, зачем им это нужно?
— Вы правы, пока не все предприятия, особенно представители малого и среднего бизнеса, понимают, что такое стандарты. Хотя замечу, 80% всех уже поступивших на оценку соответствия заявок — как раз от малого и среднего бизнеса. Но пока предприниматели плохо понимают, какие необходимы методы исследования и испытания, чтобы их продукция могла маркироваться знаком соответствия ГОСТу. И уж точно не до конца знают о своих преимуществах при участии в этом проекте…
— И какие преимущества у производителя, чья продукция сертифицирована этим знаком качества? Сейчас, по-моему, уже никто не смотрит на такие элементы на упаковке, считая их очередным рекламным трюком.
— А между тем исследования показывают, что наличие ГОСТа на упаковке, сразу привлекая внимание и доверие покупателя, дает существенные маркетинговые преимущества при выводе продукции на рынок. И тем, кто намерен использовать этот знак в будущем, нужно уже сегодня четко понимать, что это не просто правильный маркетинговый ход, но и вполне серьезные обязательства.
Полный текст интервью доступен по ссылке.