Система менеджмента качества как отправная точка перехода от стартапа к бизнесу

Дата публикации: 17.06.2019 11:54

«Успех – это не более чем несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача – это просто несколько ошибок, повторяемых ежедневно. Вместе они составляют то, что приводит нас либо к удаче, либо к поражению!»

Джим Рон американский писатель, оратор, бизнес-тренер

Вести бизнес в наше время непросто. Постоянно меняется всё: законодательство, геополитическая ситуация, конъюнктура рынка, технологии. То, что пользовалось спросом вчера – сегодня уже не представляет интереса. Особенно это влияет на малый и средний бизнес. Поэтому на этапах перехода от бизнес-идеи до её воплощения, а затем открытия и становления бизнеса, важным является занять свою нишу на рынке и продержаться «на плаву». Но когда уже всё более-менее налажено, рабочий коллектив сформировался, а доход стабилен, руководители организаций задумываются об оптимизации деятельности, как структурировать работу подразделений, сделать планирование эффективным, а результаты прогнозируемыми.

Удобным механизмом для достижения этих целей является внедрение на предприятии стандартов на системы менеджмента, например, ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Данный стандарт можно по праву назвать универсальным инструментом упорядочения деятельности в организации. Все процессы на предприятии становятся прозрачными, понятными, логически связанными и унифицированными за счёт установления чётких правил игры: разные сотрудники выполняют одну и ту же работу по одним правилам, оформляют документы по установленным формам, персонал знает своей функционал и несёт ответственность за свою работу. В итоге это позволяет получить тот результат, который ожидали. Система менеджмента качества – это текущая деятельность в рамках организации, выполняемая по установленным правилам.

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 носят общий характер, что даёт организациям возможность творческого подхода к реализации этих требований с учётом отраслевой специфики, размеров организации, её организационно-правовой формы и прочих нюансов.

«Следует начинать работу только после того, как станут понятны мотивы окружающих и последствия затеянного дела»

Чанакья, индийский брахман, государственный деятель

Требования стандарта охватывают основные аспекты деятельности организации и направлены на устранение или минимизацию потерь от различных факторов: неверного понимания требований клиента, некачественных материалов и сырья, поломки оборудования, некомпетентности персонала, претензий к качеству продукции от потребителей и так далее.

Например, выполнение требований стандарта к мониторингу среды организации (внешних условий, в которых организация вынуждена существовать, а также внутренних факторов, которые оказывают влияние на качество продукции и достижение поставленных целей) позволяет вовремя отслеживать изменения в законодательстве, рыночные тенденции, прогнозировать поведение конкурентов, поставщиков, и своевременно, и, главное, результативно принимать управленческие решения при стратегическом и оперативном планировании. А мониторинг требований и ожиданий заинтересованных сторон даёт возможность удовлетворять на сбалансированной основе потребности тех, от кого зависит успех бизнеса (клиенты, поставщики, персонал, акционеры).

«Работать нужно с умом, а не до ночи!»

Луций Сенека, римский философ, поэт и политический деятель

Всё и все в организации взаимосвязаны, и это находит отражение в формировании процессной модели. Процессная модель визуализирует эти связи, помогает выстраивать логические цепочки при построении алгоритмов действий в рамках той или иной деятельности, исключить лишние звенья, оптимизировать процесс.


Алгоритм управления

Все виды деятельности распределены по процессам, у каждого процесса есть руководитель (знаешь, с кого спросить), есть понимание того, что необходимо для получения нужного результата (входы процесса), и что должны получить в результате деятельности (выходы процесса), а также для каждого процесса устанавливается критерий его результативности, что позволяет отслеживать динамику этого показателя и своевременно реагировать на отрицательные тенденции. Для каждого процесса определяются риски, которые могут оказать негативное влияние на достижение поставленных целей, и разрабатываются мероприятия по устранению или минимизации этих рисков. Выявляются благоприятные возможности для улучшения деятельности (занятие какой-либо ниши на рынке, возможность освоения выпуска новых изделий, выход на новые рынки, модернизация производства, применение передовых технологий и прочее). Выявленные возможности находят отражение в целях организации. 

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Луций Сенека

Одним из основных требований стандартов на системы менеджмента является целеполагание. То есть любая деятельность должна иметь конечную цель, исполнитель должен понимать, каких результатов нужно достичь, причём речь идёт обо всех уровнях организации. Целеполагание имеет вектор сверху вниз – руководство определяет стратегические направления, исходя из этого, формируется политика в области качества и задачи на год. А для их достижения соответствующие подразделения и должностные лица устанавливают ориентиры для своего уровня.  Цели должны быть ясны и понятны сотрудникам организации, а также легко измеримы. Общие и размытые цели равносильны их отсутствию.

«Цель без плана – это просто мечта»

Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт, летчик

Под установленные цели разрабатываются планы их достижения с чётким указанием: что, кем и к какому сроку должно быть сделано, чтобы фактический результат и поставленная цель в конечном итоге совпали!

«Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль»

Бенджамин Франклин, американский политический деятель

Система менеджмента предполагает также обмен знаниями в организации. Знания не аккумулируются у отдельно взятых лиц, формируя тем самым круг незаменимых работников, а распространяются в организации через систему наставничества, систему внешнего и внутреннего обучения персонала, обмен знаниями на различных совещаниях, участие в рабочих группах для реализации проектов либо решения проблемных вопросов, оформление технических знаний в виде конструкторской, технологической документации, внутренних правил и регламентов осуществления деятельности.   

«Человек лучше всего следит за собой тогда, когда другие следят за ним тоже»

Джордж Сэвил Галифакс, английский политический деятель

Система менеджмента качества предусматривает периодический самоконтроль всех аспектов деятельности организации (внутренний аудит), что позволяет независимо проверять исполнение внутренних нормативов, правил, регламентов. Только осознание персоналом того, что их деятельность подконтрольна, держит его в тонусе и мотивирует на соблюдение установленных требований.

Эти, в общем-то, прописные истины, собранные воедино, позволяют минимизировать риски и потери организации, при этом с выгодой использовать свои сильные стороны и существующие возможности, что в конечном итоге позволяет перейти от стартапа к успешному бизнесу.

Примеры:

ООО КО «Сладиал» – один из лидеров Уральского федерального округа по производству мучных и сахаристых кондитерских изделий, на рынке - с 2001 года. Система менеджмента внедрена и сертифицирована 5 лет. За эти годы о предприятии стало известно не только в РФ, но и за рубежом. Продукция неоднократно награждалась дипломами и медалями I степени в области качества и вкуса на выставках «ПродЭкспо», InterFood Astana, становилась дипломантом или лауреатом Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России».

ООО «Комплект-92» - небольшое предприятие (около 100 работников), создано в 1995 году. Система менеджмента качества на соответствие требованиям ISO 9001 существует с 2004 года. На данный момент ООО «Комплект-92» является стабильно функционирующей организацией, которой сертифицированная СМК позволила выйти на международный уровень (поставки продукции в Чехию, Германию и другие страны).

ООО «Поллена Урал». Благодаря функционирующей системе менеджмента данное предприятие уже многие годы является надежным поставщиком упаковки для крупного парфюмерно-косметического концерна.

 

Наталья Токунова,
начальник отдела подтверждения соответствия


Нашли ошибку

Уважаемые заказчики!


Уведомляем вас о смене платежных реквизитов ФБУ «УРАЛТЕСТ», а именно банка, расчетного и корреспондентского счетов. Таким образом, начиная с 01 января 2021 года при перечислении денежных средств в адрес ФБУ «УРАЛТЕСТ», необходимо указывать следующие реквизиты:


ИНН 6662005668 КПП 668501001
Получатель: УФК по Свердловской области (ФБУ «УРАЛТЕСТ», л/счет 20626X40670)
(Внимание! При наборе л/счета X - латинская)
Банк: УФК по Свердловской области
БИК: 016577551
Казначейский счет (р/счет): 03214643000000016200
Единый казначейский счет (корр/счет): 40102810645370000054
ОКТМО: 65701000
КБК: 00000000000000000130 – При оплате за услуг (работ)
КБК: 00000000000000000510 – При возврате обеспечений исполнения контрактов
Приложение: Образец платежного поручения



Заказать обратный звонок Оставьте ваши контакты, и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Отправьте нам сообщение
Отправьте нам сообщение