О результатах испытаний буксировочных тросов
Зима – время повышенной опасности для водителей. Преобладание тёмного времени суток, гололёд, осадки, холод являются неблагоприятными факторами, которые могут стать причиной поломок или спровоцировать аварию. Поэтому необходимо быть уверенным в исправности автомобиля и пригодности вспомогательных устройств.
В рамках Европейской недели качества испытательная лаборатория ФБУ «УРАЛТЕСТ» провела исследования автомобильных буксировочных тросов, чтобы определить, соответствуют ли фактические показатели информации, добровольно указанной производителями на этикетках. Четыре образца из десяти изготовлены по техническим условиям (ТУ), на этикетках остальных тросов вид и номер нормативного документа не указаны.
«В настоящий момент в России отсутствуют национальные или межгосударственные стандарты на изготовление и испытания буксировочных тросов, - рассказал Евгений Сысуев, начальник отдела оценки соответствия ФБУ «УРАЛТЕСТ». – Нет и Технического регламента Таможенного союза, задача которого - установить минимальные и обязательные для всех требования по безопасности и качеству. Таким образом, изготовитель самостоятельно создаёт нормативные документы на товар, и, поскольку они являются интеллектуальной собственностью разработчика, их нельзя получить в открытом доступе, в отличие от ГОСТов. Следовательно, широкая общественность не может ознакомиться с параметрами качества и безопасности, заложенными в технических условиях».
Десять образцов продукции производства Китайской народной республики, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Нижегородской, Тульской и Рязанской областей были закуплены в розничных магазинах Екатеринбурга, стоимость варьировалась от 220 до 730 рублей за единицу товара, заявленная нагрузка – от 2,5 до 3,5 тонн, длина от 4 до 5 метров. Испытательная лаборатория провела исследования по следующим показателям:
- Прочность на разрыв материала буксировочного троса (при каком фактическом усилии материал рвётся);
- Прочность на разрыв шва соединения троса с крюком (при каком фактическом усилии шов соединения рвётся);
- Номинальный размер (фактическая длина буксировочного троса).
Проверка проводилась на разрывной машине – устройстве, аттестованном в установленном порядке для испытаний продукции, аналогичной тросам по назначению и материалу изготовления (канаты, тали, верёвки и так далее).
Таблица 1. Итоги потребительской проверки буксировочных тросов
(соответствие информации, заявленной на этикетке, фактическим значениям)
Прочность на разрыв.
По результатам испытаний все 100% образцов показали несоответствие информации, размещённой на этикетке, по показателям прочности на разрыв: при исследовании материала диапазон минимальных усилий, при котором тросы рвались, составил от 259 до 1217 кг нагрузки, при исследовании шва соединения – от 266 до 1067 кг.
Пригодны ли данные тросы для буксировки легкового автотранспорта? И да, и нет. С одной стороны, чтобы сдвинуть автомобиль на ровной асфальтированной дороге, достаточно нескольких сотен килограммов усилия – катить тяжёлое колёсное средство легче, чем поднять. Но при незначительном изменении рельефа дорожного покрытия – уклон дороги, колея, ямка, кочка – нагрузка на трос возрастает, а условия, в которых приходится буксировать машину, как правило, далеки от идеальных.
С другой стороны, многие производители указали на этикетке, что тросы не являются рывковыми, а также, что во время использования следует избегать провисания троса, так как это приводит к последующему появлению моментов резко возрастающей нагрузки на него. Однако во время испытаний проводилось плавное натяжение образцов с полным отсутствием рывков и провисаний. И если тросы разрушились под нагрузкой, в разы меньшей от заявленной, при имитации условий буксировки, близких к идеальным, можно предположить, в реальности разрыв наступит ещё раньше. Кроме того, рядовой потребитель ориентируется на информацию на упаковке, и если в ней указана максимальная допустимая нагрузка в 3,5 тонны, то логичен вывод, что продукция подходит для буксировки легкового автомобиля, но по факту покупатель оказывается введённым в заблуждение.
Кроме того, оговорки, предусмотрительно указанные производителем на маркировке, входят в противоречие с реальными условиями эксплуатации данного товара, поскольку избежать того же провисания гибкой сцепки практически невозможно. Главная опасность, которую представляет собой разорвавшийся буксировочный трос, заключается в возможном нанесении травм людям и повреждений автомобилю, так как разлетающиеся части ленты подобны удару хлыстом. Вероятные негативные последствия значительно возрастают, если разогнётся крюк – сорвавшийся кусок металла на пружинящем многометровом тросе способен натворить немало бед. Поэтому в таком случае потребитель вправе требовать возмещения ущерба от производителя, так как пункт 1 статьи 7 закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что «Потребитель имеет право на то, чтобы товар (…) при обычных условиях его использования, … был безопасен для жизни, здоровья потребителя, …, а также не причинял вред имуществу потребителя», а согласно пункту 1 статьи 14 того же нормативно-правового акта потребитель имеет право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара.
Номинальные размеры.
Несоответствие заявленной длины буксировочных тросов было обнаружено в половине случаев – отклонения в меньшую сторону составили от 3 до 28 см. При этом Приказом Минпромторга от 18 июля 2017 года № 2321 установлено, что допустимая погрешность измерений линейных размеров в розничной торговле для диапазона от 1 до 10 м возможна в пределах ±2,2 мм.
Размеры буксировочных тросов также регламентируют и Правила дорожного движения Российской Федерации, пункт 20.3. которых предписывает, что при буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние в 4-6 метров между транспортными средствами. К счастью, лишь один образец из десяти был меньше установленного значения.
Еще один интересный факт: в соответствии с пунктом 9 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Совета Министров РФ, гибкие сцепки, к которым относятся буксировочные тросы, должны быть оснащены предупредительными устройствами «размером 200 x 200 мм с нанесёнными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью». Однако ни один из образцов не был укомплектован подобными флажками или щитками, лишь на некоторых упаковках имелась ссылка на то, что длина троса соответствует ПДД.
Выводы экспертов ФБУ «УРАЛТЕСТ», исходя из данных, полученных в ходе потребительской проверки:
1. Для буксировки легковых автомобилей целесообразно приобретать трос с максимальной нагрузкой, в несколько раз превосходящей массу транспортного средства;
2. Предпочтительней приобретать металлический или армированный металлом ленточный трос – во время испытаний они показали бо́льшую устойчивость к разрыву, чем ленточные, изготовленные из полимерных материалов (как в части прочности полотна, так и в части прочности шва соединения);
3. Высокая цена ленточных полимерных тросов не гарантирует их прочность во время эксплуатации;
4. В целях предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть из-за разгибания крюка, целесообразней во время буксировки крепить трос следующим образом: вблизи крюка сложить трос вдвое, продеть в буксировочную проушину и закрепить крюк за образовавшуюся петлю.
5. Внимательно изучать этикетку товара перед покупкой: чем полнее информация (указан производитель и его местонахождение, нормативный документ на изготовление, дата производства, условия хранения и использования, гарантийный срок эксплуатации), тем больше шансов приобрести более качественный и безопасный товар;
6. Наличие сертификата добровольного подтверждения соответствия, который выдан серьезным органом по сертификации, повышает вероятность, что фактические свойства товара совпадают с заявленными;
7. Помните, что буксировочный трос должен быть оборудован световозвращающими флажками, с нанесенными на них диагональными красными и белыми полосами.