Вопросы и ответы о мерах поддержки предприятий инструментами технического регулирования

  • Что делать в случае получения отказа от национальных органов иностранных государств в продлении признания утверждения типа и первичной поверки средств измерений в рамках ПМГ 06-2019 в связи с продлением срока действия утвержденного типа средств измерений на 6 лет в Российской Федерации?

    В случае получения отказа от национальных органов государств – участников Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений (Бурабай, 29 мая 2015г.) при продлении признания утверждения типа и первичной поверки средств измерений российского производства в рамках ПМГ 06-2019 в связи со сроком действия утвержденного типа, продленного приказом Росстандарта от 20 марта 2023 г. № 591 «Об организации работ по внесению изменений в сведения об утвержденных типах средств измерений и стандартных образцов», производителю необходимо направить заявление о внесении изменений в приказ Росстандарта о продлении срока действия утвержденного типа средств измерений с целью уменьшения срока его действия на один год по установленной форме.

  • Имеются ли ограничения, связанные с доступом к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по географической принадлежности и будет ли затруднена работа систем в связи с прекращением поддержки иностранного программного обеспечения?

    Доступ к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ограничен для государств, входящих в список <недружественных> стран согласно рекомендациям, полученным от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности.

    Проблем с функционированием систем не прогнозируется в связи с тем, что при их разработке использовалось программное обеспечение с открытым исходным кодом, а также программное обеспечение, входящее в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

  • Может ли сбытовая организация поставлять электроэнергию по гарантийному письму сетевой организации?

    Правила сертификации электрической энергии установлены в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» (далее – ГОСТ Р 58289-2018).

    В соответствии с областью применения ГОСТ Р 58289-2018 предназначен для применения заявителями [сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (далее – сетевые организации)], органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией, другими заинтересованными лицами.

    Методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям, установлены в межгосударственных стандартах ГОСТ 30804.4.30-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии» и ГОСТ 33073-2014 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

    Вопросы сертификации электрической энергии в соответствии с ГОСТ Р 58289-2018 отнесены к компетенции сетевой организации. Вместе с тем, у гарантирующих поставщиков сбытовых организаций сохраняется обязанность поставки (реализации) приобретателям, в том числе потребителям, сертифицированной электрической энергии, соответствующей требованиям подпунктов 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 ГОСТ 32144-2013.

    Таким образом, сбытовая организация не имеет право поставлять электроэнергию сетевой организации до получения обязательной сертификации электрической энергии, даже при наличии гарантийного письма.

  • Куда обратиться с жалобой на качество электроэнергии?

    Росстандарт в соответствии с возложенными Правительством Российской Федерации полномочиями осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

    В этой связи граждане или организации при наличии обоснованных сомнений в качестве поставляемой в домовладение или предприятие электрической энергии вправе обратиться непосредственно в Росстандарт или в соответствующее межрегиональное территориальное управление Росстандарта (далее – МТУ Росстандарта) с вопросом об организации проверки и принятии мер реагирования:

    в Центральном и Северо-Западном федеральных округах – в Центральное МТУ Росстандарта;

    в Приволжском и Уральском федеральных округах – в Приволжско-Уральское МТУ Росстандарта;

    в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах – в Восточное МТУ Росстандарта;

    в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах – в Южное МТУ Росстандарта.

    Реквизиты соответствующих МТУ Росстандарта размещены на официальном сайте Росстандарта в разделе «Территориальные органы» или на соответствующих сайтах МТУ Росстандарта.

    Обращаем внимание на необходимость соблюдения положений статьи 59 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при обращении с целью организации проверки и принятия Росстандартом мер реагирования.

  • Какие требования установлены к электрической энергии?

    Электрическая энергия в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 (с 1 сентября 2022 г. – постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425) подлежит обязательной сертификации и должна соответствовать требованиям, установленным в подпунктах 4.2.1 - 4.2.2 пункта 4.2 раздела 4 межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (далее – ГОСТ 32144-2013).

    В этой связи поставляемая (реализуемая) приобретателям электрическая энергия должна соответствовать указанным требованиям ГОСТ 32144-2013 и сопровождаться сертификатом соответствия в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона «О техническом регулировании». Поставка (реализация) электрической энергии, не соответствующей указанным обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, и (или) в отсутствие сертификата соответствия не допускается.

    Ответственность за поставку (реализацию) электрической энергии, несоответствующей установленным требованиям, и (или) в отсутствие сертификата соответствия предусмотрена диспозицией статьи 14.43 КоАП РФ.

  • Почему на оконном рынке на данный момент сосуществуют два стандарта- ГОСТ 23166-2021 и ГОСТ 23166-99?

    С 1 ноября 2021 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 г. № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». Новый стандарт направлен на практическую безопасность эксплуатации и обслуживания светопрозрачных конструкций пользователями.

    В то же время, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

    В справочной информации к Единому перечню продукции, подлежащей декларации соответствия указано, что до 1 марта 2023 г. для целей обязательного подтверждения соответствия допускается применение ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», при этом ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» для целей обязательного подтверждения соответствия применяется с 1 марта 2023 г.

    В целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций и приведения в соответствие области аккредитации испытательных лабораторий, имеющих в области аккредитации блоки оконные, приказом Росстандарта от 17 декабря 2021 г. № 1813-ст срок действия ГОСТ 23166-99 продлен до 1 января 2024 г.

    Таким образом, переходный период дает возможность изготовителям оконных конструкций подготовить производства, а также переквалифицировать лаборатории под новые требования. В течение пролонгации заинтересованные стороны имеют право ссылаться на один из стандартов, т.к. в переходный период ГОСТ 23166-2021 и ГОСТ 23166-99 легитимны.

  • Как предприятиям-изготовителям учитывать требования пункта 12.1 ГОСТ Р 58451-2019, в связи с введенными ограничениями на поставку запасных частей из недружественных стран, а также с учетом отсутствия возможности подтверждения безопасности эквивалентных запасных частей?

    ГОСТ Р 58451–2019 «Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» утвержден приказом Росстандарта от 17 июля 2019 г. № 392-ст с датой введения в действие 1 декабря 2019 г. и на данный момент имеет статус «Действует».

    Стандарт устанавливает основные положения для проведения технического обслуживания медицинских изделий.

    Приказом Росстандарта от 22 марта 2022 г. №146-ст «О приостановлении действия пункта национального стандарта Российской Федерации» с 25 марта 2022 г. приостановлено действие пункта 12.1 ГОСТ Р 58451–2019.

    Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

    Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре.
    Для обеспечения качества продукции в соответствии с Федеральным законом документы по стандартизации применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  • Как Росстандарт может способствовать российским предприятиям успешно замещать зарубежных производителей в условиях санкционного давления?

    Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.

  • Какими национальными стандартами зарубежных государств на данный момент могут пользоваться отечественные производители?

    Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.

  • Введены ли в отношении Российской Федерации какие-либо ограничения в работах по международной стандартизации?

    Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.

  • Как можно оперативно разработать национальный стандарт с тем, чтобы в условиях санкций в максимально сжатые сроки освоить производство и вывести на рынок новую продукцию?

    По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.

  • Каким образом будут производиться контрольно-надзорные мероприятия Росстандарта в ближайшее время?

    Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.

  • Проводятся или запланированы работы по упрощению процесса сертификации СИ, как единичного экземпляра? В частности, есть потребность упрощения процедуры замены средств измерений в рамках импортозамещения на СИКН, СИКГ или оформление временного регламента для внесения изменений в описание типа системы.

    В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае
    их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ
    по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.

  • Существуют ли планы поддержки российских производителей средств измерений в части упрощения процедуры утверждения типа?

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.
    Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.

  • Действительно ли отечественная промышленность существенно зависит от зарубежного измерительного оборудования? Как организованы работы по импортозамещению?

    На сегодняшний день в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее – Фонд) зарегистрировано 101 тысяча типов средств измерений. Почти 60% средств измерений, зарегистрированных в Фонде, российского производства. Это существенная доля, по сравнению с 30%, которые были несколько лет назад. Тем не менее, поскольку доля зарубежного измерительного оборудования всё еще сохраняется, Росстандартом с 2019 года проводятся работы по составлению перечня измерительного оборудования российского производства, являющегося аналогом зарубежного измерительного оборудования. Данные этого перечня могут быть представлены в свободном доступе по запросу предприятий.




Последнее обновление: 31.05.2023 10:22

Нашли ошибку

Уважаемые заказчики!


Уведомляем вас о смене платежных реквизитов ФБУ «УРАЛТЕСТ», а именно банка, расчетного и корреспондентского счетов. Таким образом, начиная с 01 января 2021 года при перечислении денежных средств в адрес ФБУ «УРАЛТЕСТ», необходимо указывать следующие реквизиты:


ИНН 6662005668 КПП 668501001
Получатель: УФК по Свердловской области (ФБУ «УРАЛТЕСТ», л/счет 20626X40670)
(Внимание! При наборе л/счета X - латинская)
Банк: УФК по Свердловской области
БИК: 016577551
Казначейский счет (р/счет): 03214643000000016200
Единый казначейский счет (корр/счет): 40102810645370000054
ОКТМО: 65701000
КБК: 00000000000000000130 – При оплате за услуг (работ)
КБК: 00000000000000000510 – При возврате обеспечений исполнения контрактов
Приложение: Образец платежного поручения



Отклик на вакансию Приложите свое резюме или отправьте Ваши контактные данные.
Отклик на вакансию Приложите свое резюме или отправьте Ваши контактные данные.
Отправьте нам сообщение
Отправьте нам сообщение