Cхема: C C C C
Шрифт: A A A
Кернинг: 1 2 3
Изображения

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области»

показать меню
Дата публикации: 06.04.2020 16:01

РАЗВИТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНЫЙ

THE DEVELOPMENT OF STANDARDIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION IS A CONTINUOUS PROCESS

 

The article considers the results of the development of the national system

of standardization within the Concept of the Development

of the National Standardization System until 2020 and challenges

of further standardization development.

 

Система стандартизации является важным элементом государственной технической политики, а также одним из ключевых инструментов передачи технологий, в том числе инновационных, в промышленности. Опыт государств-лидеров экономического развития свидетельствует об активном использовании возможностей стандартизации в развитии экономики.

 

Ключевые слова: национальная система стандартизации, «дорожная карта», ФЗ № 162, мероприятия, целевые показатели,участие бизнеса.

Keywords: national system of standardization, roadmap, FL No 162, actions, target indicators, business participation

 

Документы по стандартизации представляют собой упорядоченный результат накопленного опыта, исследований и испытаний, на основании которых определены характеристики, общие правила и принципы в отношении объектов стандартизации. Их применение позволяет обеспечивать безопасность этих объектов, способствует улучшению их качества. Правильное использование и понимание участниками работ по стандартизации терминологии, установленной в документах по стандартизации, позволяет повысить эффективность любого рода взаимодействий.

Стандартизация — инструмент, который должен позволять решать задачи промышленной модернизации, технологического обновления, повышения научно-технического потенциала, социально-экономического развития страны, а действующие механизмы стандартизации должны позволять оперативно находить «ответы» на эти задачи в документах по стандартизации. Таким образом, стандартизация должна быть стабильной с точки зрения безопасности, качества, терминологии и в то же время мобильной — способной быстро реагировать на технологические и промышленные вызовы.

Вместе с тем стандарты могут являться фактором, сдерживающим прогресс: фиксируя достигнутый уровень развития науки и технологий на определенный период, они снижают эффективность развития экономики, промышленных технологий, технологических инноваций. В этой связи стандартизация должна стать составной частью экономической и технической политики, курса отечественных предприятий на продвижение на внешний рынок работ, услуг, инновационных товаров и интеллектуальной собственности, а также быть направлена на непрерывное улучшение (обеспечивая постоянную работоспособность стандартов за счет их актуализации и пересмотра), достижение стратегических целей и решение задач, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и основным направлениями деятельности Правительства РФ на соответствующий плановый период.

Для реализации стоящих перед стандартизацией задач постоянно ведется системная работа по ее совершенствованию. В 2012—2019 гг. эта работа осуществлялась в рамках Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р (далее — Концепция).

По состоянию на 2012 г., основными проблемами национальной системы стандартизации (НСС) были следующие:

  • отсутствие в Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее ФЗ № 184) исчерпывающих положений, в полной мере определяющих процедуры разработки и актуализации документов в области стандартизации;
  • рассмотрение в рамках ФЗ № 184 стандартизации только в качестве инструментария по обеспечению выполнения требований технических регламентов;
  • необходимость совершенствования и модернизации организационно-функциональной структуры системы стандартизации;
  • кадровый дефицит специалистов по стандартизации.

В целях совершенствования функционирования процедур НСС и создания условий, способствующих устранению существующих проблем, Концепцией были определены приоритеты, стратегические цели, задачи, принципы и направления развития НСС.

Период 2012—2019 гг. был достаточно плодотворным для развития стандартизации и позволил реализовать целый ряд сформулированных в Концепции задач. Так, 29 июня 2015 г. был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № ФЗ-162 (далее — ФЗ № 162), который определил правовые основы стандартизации. ФЗ № 162 направлен на повышение эффективности деятельности по стандартизации в России, качества и конкурентоспособности российских товаров. Закон позволил сформировать такую модель правового регулирования, при которой «фокус одновременно наведен на соблюдение требований безопасности и на повышение конкурентоспособности отечественной продукции».

Принятие ФЗ № 162 вывело стандартизацию из сферы ФЗ № 184 в отдельное правовое поле, что позволило закрепить и уточнить терминологию в области стандартизации, виды документов по стандартизации, реформировать и законодательно закрепить процедуры планирования работ по стандартизации, разработке и актуализации документов по стандартизации, полномочия участников работ по стандартизации (в их числе Минпромторг России, Росстандарт, федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, технические и проектные комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям). Кроме того, появилась возможность применять ссылки на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

С целью реализации положений ФЗ № 162 в 2015—2018 гг. были актуализированы действующие нормативные правовые акты, разработаны и приняты постановления Правительства РФ, приказы Минпромторга России и Росстандарта, зарегистрированные Минюстом России.

Кроме того, в 2016 г. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1394 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации. Тем самым были созданы условия для повышения заинтересованности бизнеса в участии в создании документов по стандартизации. Росстандарт с 2016 г. осуществляет системную деятельность по субсидированию затрат юридических лиц на разработку стандартов.

Совершенствование любой деятельности — постоянный процесс. И, несмотря на принятие ФЗ № 162 и нормативных правовых актов, направленных на его реализацию (что стало важнейшей вехой последнего десятилетия в сфере стандартизации), многие проблемы НСС остаются нерешенными и требуют детальной, планомерной работы.

Необходимость разработки очередного стратегического документа в сфере стандартизации стала очевидной задолго до окончания периода действия Концепции. Поэтому Правительством РФ было поручено разработать «дорожную карту» развития стандартизации в России до 2027 г.

Результатом выполнения данного поручения стал одобренный 15 ноября 2019 г. заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком План мероприятий («дорожная карта») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее — «дорожная карта»), разработанный Минпромторгом России и Росстандартом при активном участии общественных объединений. План предусматривает мероприятия, направленные на адаптацию системы стандартизации Российской Федерации для решения задач промышленной модернизации, технологического обновления, научно-технического потенциала и социально-экономического экономики развития страны государства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и национальной безопасности Рос­сийской Федерации. Необходимо отметить, что впервые в документе уровня стратегического планирования содержатся мероприятия как в области национальной стандартизации, так и в области стандартизации оборонной продукции. В «дорожной карте» определены следующие целевые показатели:

  • снижение до семи лет среднего возраста документа по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС);
  • сокращение до семи месяцев среднего срока разработки национального стандарта;
  • увеличение до 57% доли межгосударственных (региональных) документов по стандартизации в ФИФС;
  • увеличение до 75% доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников;
  • перевод не менее 80% документов ФИФС в машиночитаемый формат;
  • полноправное участие Российской Федерации в технических органах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Достижение показателей будет обеспечиваться реализацией мероприятий, которые в рамках «дорожной карты» распределены по десяти направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации;
  • совершенствование функционирования НСС;
  • совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
  • международное сотрудничество в сфере стандартизации;
  • совершенствование инфраструктуры стандартизации;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации;
  • популяризация стандартизации;
  • ресурсное обеспечение работ по стандартизации;
  • мониторинг реализации «дорожной карты».

При выполнении «дорожной карты» может возникнуть необходимость актуализации и уточнения отдельных мероприятий.

Нужно отметить, что «дорожная карта» не только устанавливает высокую планку для федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций и объединений, ответственных за его ее реализацию, но также предполагает вовлеченность и скоординированную работу всех участников работ по стандартизации для обеспечения достижения значимых результатов в сфере стандартизации.

В конечном итоге реализация «дорожной карты» должна быть направлена на достижение стратегических целей и решение задач экономического развития Российской Федерации, установленных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204.

 

Вячеслав Александрович БУРМИСТРОВ — директор департамента государственной политики в области технического
регулирования, стандартизации и обеспечения единства
измерений Минпромторга России;

Антон Павлович ШАЛАЕВ — заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии;

Ирина Игоревна ГЛУШКОВА — начальник отдела стандартизации департамента государственной политики в области
технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России

 

Vyacheslav Aleksandrovich BURMISTROV — Director
of the Department of State Policy in the Field of Technical Regulation, Standardization and Ensuring the Uniformity
of Measurements at Minpromtorg of Russia;

Anton Pavlovich SHALAEV — Deputy Head of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology;  

Irina Igorevna GLUSHKOVA — Head of the Department of State Policy in the Field of Technical Regulation, Standardization
and Ensuring the Uniformity of Measurements at Minpromtorg
of Russia

 

С другими статьями журнала «Стандарты и качество» можно ознакомиться на официальном сайте издания.

Нашли ошибку